Анджей Вайда: краткая биография

Один из самых значительных восточноевропейских и мировых режиссеров с чуткостью, страстью и бескомпромиссно ведет хронику политических и социальных изменений на своей родине. Подростком во время Второй мировой войны Вайда присоединился к антифашистскому сопротивлению. После окончания войны Вайда изучал живопись в Академии изящных искусств в Кракове, но перед ее окончанием поступил на режиссерский факультет Лодской киношколы кино. Еще будучи студентом, выступил вторым режиссером в фильме ветерана польского кино Александра Форда «Пятеро с Барской», в 1954 году дебютировал со своим первым фильмом «Поколение». Эта история незаконного сопротивления знаменует собой начало «польской киношколы».


Широкую известность получил его второй фильм «Канал» (1956), получивший несколько наград, в том числе специальный приз Каннского кинофестиваля 1957 года. «Ланш» вместе с «Пеплом и бриллиантами», вышедшим в 1958 году, представляют собой замечательную трилогию о влиянии войны на Польшу и принесли Вайде международное признание.


Звезда Збигнева Цибульского, «поляк Джеймс Дин», умерший в 1967 году и ставший героем следующего фильма Вайды «Все на продажу» (1968), также вырос вместе с «Пеплом и бриллиантами». Но «Пепел и бриллианты» также является причиной первого столкновения режиссера с польским правительством, которое пытается остановить распространение фильма, потому что в нем показано убийство партийного секретаря.


Затем режиссер снова обращается к теме войны в «Лотне», «Самсоне», «Пейзаже после битвы», «Корчаке», «Святом воскресенье». Кроме того, Анджей Вайда снял лирические фильмы и сатирические комедии («Дамы Вилко», «Березка», «Земля обетованная», «Невинные мародеры», «Охота на мух»). Значительное место в творчестве режиссера занимают также экранизации литературной классики, как польской, так и мировой - "Сибирская леди Макбет", "Бесы", "Пилат и другие" (по мотивам булгаковского "Мастера и Маргариты").


Сильный общественно-политический резонанс - и не только в Польше, вызывало творчество Вайды в конце 70-х - начале 80-х годов 20 века. «Человек из мрамора» (1977) и «Человек из железа» (1981) — эпическое исследование столкновения личности и государства в послевоенной Польше, о котором Вайда давно мечтал. «Человек из мрамора» рассказывает историю попыток молодого режиссера проследить жизнь дискредитированного героя из рабочего класса 1950-х годов; «Железный человек» исследует истоки движения «Солидарность».


Железный человек получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1981 году и был номинирован на «Оскар» за фильм на иностранном языке. Его следующий фильм «Дантон» (1982) с Жераром Депардье в главной роли был снят во Франции и наполнен параллелями с политической ситуацией на его родине, когда режиссер снимал такие фильмы, как «Человек из мрамора»


. Анджей Вайда работает в театре с конца пятидесятых, а среди его спектаклей несколько версий «Гамлета», «Бесов» и «Преступления и наказания» (по Ф. М. Достоевскому).


Работы Вайды отмечены премиями «Оскар» (2000), «Сезар», «Феликс», а также рядом других престижных международных наград в Японии, Италии и Греции; Он был удостоен звания почетного доктора Вашингтонского и Ягеллонского университетов. В 1999 году Анджей Вайда снял исторический фильм «Пан Тадеуш» о Польше во время наполеоновских войн.


Анджей Вайда об отношениях между кино, партией и свободой:


«В 1950-е Киношкола была идеологической школой. Это должно было вырастить киноэлиту из, так сказать, «янычар», которые впоследствии станут идеологическими коммандос и сыграют решающую роль в политических и социальных изменениях в Польше».


«Чего мы хотели? Мы пытались немного расширить свободу, как-то обойти цензуру, чтобы мы могли снимать такие фильмы, как «Пепел и бриллианты». Мы совсем не ожидали увидеть распад Советского Союза и Польши как свободной страны. «Все, что мы пытались сделать, это немного расширить границы свободы, чтобы партия не определяла все сама, а давала небольшой голос обществу, которым она управляет».


«Вскоре я понял, что лучше оставаться независимым, чем становиться партийным художником, — так у меня было больше возможностей и я мог позволить себе вещи, запрещенные для членов партии, — а не наоборот, как думали многие».


"Я снимал фильмы. Конечно, я не вступил в партию не только потому, что ни отец, ни мать не считали это правильным, а просто потому, что предпочитал думать сам.


Всю свою жизнь я пытался обрести независимость. Что довольно забавно, потому что нет никого более зависимого от кинопроизводства. Это зависит от людей, с которыми он снимает фильм. Это зависит от людей, для которых он снимает фильм. Не только зрители, но и те, кто делает возможным создание фильма. Вне зависимости от политического строя - будь то Польша или Америка, Франция или Болгария, везде одно и то же.


И эта зависимость чрезвычайно сильна.


Источник


Смотрите также